Куда отправятся соки из югорских ягод? // МК-Югра, 05.09.2018

Опубликовано: 07.09.18

Источник: Московский комсомолец - Югра

Сначала в Москву, потом в Китай?

Югра вносит все больший вклад в развитие российского рынка агропродукции FoodNet. Некоторые продукты, производимые нашими земляками, поистине уникальны. Так, многие жители округа, которые интересуются натуральной, экологически чистой и полезной едой, уже знакомы с линейкой соков, которые выпускает ООО «Алекс» (г. Советский), резидент Технопарка высоких технологий Югры и участник окружного биокластера.

Куда отправятся соки из югорских ягод

Почему именно соки, в чем их уникальность, скоро ли они дойдут до наших супермаркетов и зарубежных потребителей — об этом рассказывает директор предприятия Александр Швецов.

— Александр Кузьмич, сельхозтоваропроизводство — дело, требующее больших вложений и не дающее быстрой прибыли. Почему ваше предприятие взяло курс именно на агропром?

— Считаю, что очень важно корректировать стратегию предприятия, производить его диверсификацию. Мы стараемся смотреть, что актуально, ориентируемся на потребительский спрос. Раньше мы занимались лесозаготовками, затем — строительством, ремонтными работами. А теперь наши основные направления — это добыча строительного песка, растениеводство и переработка дикоросов. Началось все с того, что мы произвели реконструкцию теплицы и запустили цех переработки дикоросов. Приобрели холодильное оборудование и начали методом шоковой заморозки заготавливать грибы и ягоды. Потом перешли на соленья и варенья: одних только видов варенья из садовых и лесных ягод у нас сегодня семнадцать. Теперь — соки.

Мы входим в югорский биокластер. Кластер, как и кооператив, является объединением юридических лиц, но у кластера есть еще и научная составляющая — ее обеспечивает Технопарк высоких технологий Югры. Поскольку ООО «Алекс» — предприятие инновационное, то большие прибыли приносить не может: продукт — малоизученный, рынок сбыта не сформирован, нормативная документация не разработана. Приходится по ходу дела справляться со всеми этими трудностями. Например, не можем отнести свои соки к детскому питанию, так как подобная продукция не предусмотрена ГОСТом. По ГОСТу ягоды сначала отжимают, затем из концентрата делается восстановленный сок. А наша кавитационная технология предполагает сокращение операций — из сырья сразу производится готовая продукция.

— Что это за технология?

— Метод кавитации, это метод, при котором сырье диспергируется, гомогенизируется и стерилизуется без нагрева до высоких температур, позволяет сохранять органолептические свойства и полезные вещества. Технология запатентована, освоить ее нам помогли в Технопарке, когда предприятие стало его резидентом. До сих пор мы единственные, кто пользуется ею при производстве соков, — и в Югре, и, насколько мне известно, в России. Хотя в округе напитки производят и в других районах — в Белоярском, например.

Мы постоянно участвуем в конкурсах качества продукции: второе место по соленым грибам в «Народном признании», звание «Лучший товар Югры», присвоенное за варенье из морошки в 2016 году и за линейку соков в 2017-м. Надеюсь на очередной выставке «Товары земли Югорской» представить новые продукты, которые поборются за награды. Дело в том, что не так давно мы приобрели второй кавитатор — лабораторный и можем экспериментировать с новыми видами продукции, не останавливая производство. Предположительно к уже производимым сокам из брусники, клюквы, черники и смородины добавятся соки из морошки, ирги, малины, облепихи и других ягод.

— Что еще в перспективе?

— Закупили сушильное оборудование и скоро приступим к сушке ягод. Такая продукция будет не только самостоятельным товаром, но и станет добавкой к линейке травяных чаев — это новое перспективное направление, интерес к которому у населения растет. В прошлом году мы начали изучение направления по переработке иван-чая, в этом — приступили к его заготовкам. На недавней ярмарке в Нягани, посвященной Дню города, устраивали дегустацию продукта и увидели хороший потребительский спрос. Полагаю, будем производить иван-чай с шиповником, боярышником, сушеной малиной, лесной клубникой, земляникой и фито-сырьем.

Также в планах — увеличение объемов производства за счет установки новой линии розлива. Соответственно увеличится и штат. Сегодня в нашем автоматизированном цехе занято три сотрудника. Еще до сорока человек — наши постоянные заготовители, поставщики дикоросов: мы закупаем сырье у населения и у заготовительных компаний из других районов.

— А сами выращивать сырье собираетесь?

— Наш партнер по югорскому биокластеру — предприниматель Наталья Чайникова пошла именно по этому пути — занялась плантационным выращиванием лесных ягод. Скорее всего, она станет нашим поставщиком сырья. Параллельно мы и сами планируем заняться аналогичной деятельностью. Ведь у нас уже есть немалый опыт тепличного выращивания овощей, цветов. В 2018 году к нам на площадку по инициативе администрации Советского района приезжали ученые из Тюмени, проводили выездной вебинар, консультировали нас по плантационному производству лесных ягод. Хотим заняться редкими видами ягод — княженикой, морошкой и другими. Морошка — это, можно сказать, наша визитная карточка.


— При таком интересном ассортименте вашей продукции нет в супермаркетах. Как она идет к потребителю?

— Мы не работаем с торговыми сетями — у них слишком жесткие условия по объемам, поставкам. Кроме того, наша продукция — недешевая, относится к товарам премиум-сегмента, а не массового спроса. Сейчас мы ориентируемся на клиентов, которые следят за своим здоровьем, предпочитают экологически чистую продукцию с большим содержанием витаминов. У нас есть магазин в Советском, также поставляем товары в специализированные магазины наших коллег, агропроизводителей Югры — в Ханты-Мансийск, Сургут, Урай, Междуреченское, планируем «зайти» и в Нягань. А еще реализуем продукцию через Интернет: на нашем сайте любой покупатель может приобрести ее в розницу или мелким оптом, придется лишь оплатить почтовую доставку. Одно «но»: соки пересылаем лишь в теплое время года, чтобы не замерзали. Впрочем, интернет-торговля у нас пока еще в стадии становления.

— Могут ли эти витамины «в бутылочках» из югорской тайги стать доступнее для массового потребителя?

— Как раз сейчас исследуем этот вопрос. Хотим выпускать соки в разных ценовых категориях. В настоящее время у нас производятся нектары: напитки, в которых содержание ягод — 25%. А будем производить еще и морсы, где ягод в составе будет 15%, их можно будет приобрести по более низкой цене.

— С реализацией этих планов и расширением производства, наверное, и в торговые сети можно будет зайти, и за пределами округа начать работать?

— С этими целями изучаем рынки, возможности федеральных сетей, чья товарная политика соответствует нашим товарам. Например, московская «Фуд-сити» — она занимается премиальной продукцией. Активно участвуем в выставках, в том числе международных. Не хотим прыгать выше головы и забегать вперед: начав с города, мы постепенно закрепились в районе, затем нас узнали в округе. Теперь хотим выйти на федеральный рынок. Но тема экспорта тоже очень интересна — ведь надо знать, куда двигаться, на что ориентироваться, каковы особенности потребительского спроса в тех или иных странах, пути продвижения на иностранные рынки. К примеру, презентовав продукцию представителям стран БРИКС на IT-форуме в Ханты-Мансийске, я узнал, что вкусовые привычки индусов отличаются от наших, и наши продукты им не очень понравились. А китайцы — напротив, заинтересовались, особенно когда узнали, что соки произведены не из плантационных, а из лесных ягод. Интерес проявили к нашей продукции и в Европе, в частности, в Голландии, когда я ездил туда с бизнес-миссией.

— Что вам показалось наиболее интересным в организации работы голландских коллег?

— Я изучал работу кооператива, производящего грибы. Как я увидел, у них практикуется строгое разделение операций, каждый свою функцию знает досконально и отвечает за ее качество: один готовит землю к посадке, другой выращивает и собирает грибы, третий морозит, четвертый упаковывает, пятый продает. На мой взгляд, это обеспечивает гораздо более высокую производительность, чем когда каждый на все руки мастер, как у нас, — от сбора сырья до сбыта. Этот голландский кооператив действует так давно, что его нынешний руководитель — внук бывшего руководителя. Предприятие уже заслужило такое доверие, что государство предоставляет ему беспроцентные займы. А еще субсидирует реализацию продукции не только на внутреннем рынке (как это, например, происходит в Югре), но и за рубежом. Но неизбежное условие развития такой организации — стабильность экономики в стране.

— В ходе Стратегической недели «Югра будущего — 2024» одним из обсуждаемых направлений стали международная кооперация и экспорт. Среди высказанных идей прозвучала мысль, что хорошей поддержкой для местных сельхозтоваропроизводителей в выходе на международный рынок стала бы помощь в международной сертификации, которая является весьма дорогостоящей. Вы согласны с этим утверждением?

— Дело нужное, но недостаточно разработанное для малого и среднего предпринимательства. Считаю, что все новое следует поддерживать. Если, к примеру, родили ребенка — его надо кормить, воспитывать, готовить к самостоятельной жизни. Так и с производством. Требуется поддержка, причем системная. Нередко бывает, что какая-то структура власти предлагет помощь, а потом говорят: извините, не получилось. Так нельзя, надо чтобы стороны обоюдно выполняли свои обязательства и несли ответственность от начала и до конца.

Росэкспорт сегодня позиционирует себя как такого помощника, в последние годы он расширил перечень мер поддержки производителей, выходящих на международный рынок: помогает с доставкой на международные выставки в России и в других странах, предоставляет частичную компенсацию на выход к зарубежному потребителю. Но, допустим, «зашла» югорская компания в Китай, а дальше она будет предоставлена сама себе? Ведь продвигать товар, отрабатывать логистику необходимо не только в России, но и в стране потребителя. Если помогать частично, то частичный результат и получится. Нашим агропроизводителям нужен целый комплекс мер поддержки и помощи.

В итоге хотелось бы сказать, что товаропроизводители всегда были и будут важными субьектами в структуре экономики, поэтому государству нужно стремиться к увеличениюих количества и стимулировать развитие таких предприятий. Только тогда импортозамещение, увеличение обьемов экспорта, ВВП, подьем благосостояния людей и другие государственные задачи будут решатся быстрее и качественнее.


Татьяна Раздрокова

Вернуться к списку